Вопрос о рисках, связанных с цифровизацией нотариата, поднимается уже не в первый раз, однако, нотариусы РФ склонны рассматривать необходимость внедрения новых технологий, замещающих привычные и даже архаичные методы работы, не как угрозу, а как задачу. На Х Петербургском международном юридическом форуме представители нотариата приняли участие в специальной сессии, посвященной тем вызовам, которые стоят перед представителями профессионального сообщества при взаимодействии с технологической средой.
Константин Корсик – президент Федеральной нотариальной палаты, открывая мероприятие, напомнил собравшимся о том, что сегодня нотариат РФ находится в авангарде цифрового развития юридической среды:
«Мы живем в цифровую эпоху и постепенно расширяем свои возможности»
Также глава российского нотариата привёл вполне конкретный цифры: среднее количество ежедневно совершаемых в РФ нотариальных действий составляет 120.000, каждое действие регистрируется ЕИС – Единой информационной системе нотариата. При этом действия с цифровой составляющей всё больше заменяют привычные нотариальные действия в «аналоговых» форматах, совершаемых исключительно на бумаге. Примером тому может послужить «нотариальная телепортация» - оцифровка бумажных документов, с сохранением юридической силы, и, что не менее важно, возможностью обратного перевода цифровой копии в бумажный формат. Кроме непосредственно взаимодействия граждан или бизнеса с нотариусом, через ЕИС проходят электронные коммуникации с органами государственной власти. На базе системы работают публичные реестры и сервисы, которыми, без преувеличений, уже сегодня пользуются миллионы граждан. Также следует подчеркнуть, что цифровое преобразование нотариата происходит без привлечения бюджетных средств, исключительно за собственный счёт. Приведённые примеры позволяют говорить о том, что российский нотариат занимает флагманскую позицию в процессе цифровизации правового поля.
Поворот к цифровому формату ни в коем случае нельзя назвать «данью моде» или попыткой, столь консервативного института как нотариат, угнаться за современными общественными тенденциями и трендами. Сегодня переход к электронным форматам – это прежде всего экономия времени, повышение уровня комфорта при совершении юридически значимых действий. Внедрение дистанционного формата для совершения сделок любой сложности и с любым количеством участников, даёт гражданам и бизнесу возможность заключать договора, без личной встречи, что особенно актуально для компаний, ведущих бизнес на межрегиональном уровне. Говоря простыми словами, предпринимателю из Ханты-Мансийска теперь не обязательно ехать в Краснодар, чтобы поставить подпись на договоре с местным партнёром. Столь серьёзное сокращение временных затрат ведёт и к сокращению издержек и серьёзно снижает стоимость процесса заключения сделки. Спикер мероприятия Мария Терехова - член Правления ФНП, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга, охарактеризовала внедрение цифровых форматов, как переход к эффективному управлению временем и информацией, подчеркнув такие аспекты электронного взаимодействия, как обеспечение достоверности, неотрекаемости и аутентичности документов:
«Электронный документооборот уже перестал быть экзотикой, вызывающей недоумение в глазах обывателей. Цифровые технологии проникли практически во все сферы жизни и предъявляют свои жесткие требования, в том числе к скорости и защищенности гражданского оборота»
Говоря о безопасности электронных сделок, следует помнить о том, что сам по себе цифровой формат не может дать гарантий защиты и законности гражданских правоотношений. Именно нотариус, занимая позицию связующего звена, является гарантом стабильности гражданского оборота, следит за соблюдением прав и защитой собственности граждан и бизнеса. Опять-таки это хорошо видно на примере с дистанционными сделками: каждый из участников приходит в удобную ему нотариальную контору, нотариус же проводит все необходимые проверочные действия перед заключением сделки, в первую очередь устанавливает личность заявителя и его реальную волю. Возможности по расширению видов сделок в дистанционном формате прокомментировал Константин Корсик:
«Мы понимаем, что назрела необходимость расширять дистанционный формат работы на корпоративную сферу. Например, использовать его для удостоверения решений органов управления ООО»
Несколько иначе дело обстоит со сделками в удалённом формате. Поскольку удаленный формат не предполагает явку, а следовательно, и личную встречу заявителя с нотариусом, то повышается риск нарушения прав граждан, реализации мошеннических схем и оспаривания сделок. Также при удаленном формате невозможно установить реальную волю заявителя и его понимание правовых последствий совершаемого действия. Вследствие этих причин список действий, доступных в удалённом формате, остаётся весьма ограниченным. Предельно ярко необходимость ограничений подобных действий охарактеризовала Мария Терехова:
«Никакой сервис, цифровая машина и очень умный искусственный интеллект не установит волю человека. Не сможет, например, распознать «тупой предмет», как его описывают в протоколах, который упирается человеку в ребро в тот момент, когда он формирует как бы свою волю продать квартиру и делает доверенность без похода к нотариусу»
Несмотря на бурное развитие технологий для нотариальной сферы и в целом правовой, всё ещё остаётся актуальной старая формула «человека заменить невозможно». Об этом рассказала в своём выступлении Александра Игнатенко - член Правления ФНП. Личность нотариуса по-прежнему остаётся необходимым элементом в деле защиты стабильности гражданского оборота. Обратной стороной простых сделок «в два клика» является их бесконтрольность, что может повлечь за собой серьезные негативные последствия. Поэтому, какие бы новые форматы ни внедрялись в правовое поле, живой нотариус сохранит свою историческую функцию - удостоверение и правоподтверждение в бесспорном порядке.
Константин Корсик выразил мнение о том, что в ходе осмысленной и безопасной цифровизации ключевой составляющей данного процесса является максимальная доступность нотариусов и использование технологий для повышения комфорта и скорости совершения нотариальных действий. Сегодня режим работы в формате «одного окна» стал уже привычным для нотариусов: при обращении граждан, нотариус самостоятельно отправляет запросы на получение справок, проводит проверки, удостоверяет сделку и направляет документы в органы регистрации. Причем срок регистрации Росреестром сделки, заключенной в простой письменной форме, составляет 10 дней, в то время как на регистрацию нотариальной сделки потребуется 1 день.
Кроме вопросов безопасности сделок в технологической среде, на сессии обсуждались вопросы оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Нотариусы в полной мере поддерживают популярный среди граждан формат «я только спросить». Даже в том случае, если встреча с нотариусом не заканчивается совершением нотариального действия, плата за консультацию не взымается.