В стенах Министерства юстиции Российской Федерации прошла конференция «Медиация: в поисках новых регуляторных решений». В ходе которой обсудили будущее развития института медиации в России, необходимость конкретизации требований к профессиональной подготовки медиаторов, а также перспективу использования потенциала нотариата для внесудебного урегулирования споров. В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной, законодательной и судебной власти, практикующие специалисты в области медиации, представители научного и делового сообществ, а также нотариата.
В роли модератора дискуссии выступил замминистра юстиции РФ Максим Бесхмельницын. В ходе своего выступления он отметил необходимость разработки стандарта работы медиатора по аналогии с существующими стандартами работы нотариусов и адвокатов.
Данную точку зрения всецело поддержал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Также он отметил, что на данный момент отсутствуют четкие законодательные требования к образованию медиатора и профессиональной подготовке медиаторов. По мнению президента ФНП, необходимо на уровне федерального закона предусмотреть специализацию профессиональных медиаторов. Медиатор должен иметь высшее юридическое образование и соответствующую подготовку, так как возникающие правовые споры весьма разнообразны. Кроме того, в разрешении правовых споров не должны участвовать непрофессиональные медиаторы.
Вышеописанные проблемы не один раз были отмечены нотариусами, которые нередко сталкиваются с некорректными с юридической точки зрения медиативными соглашениями, которые были представлены медиаторами для нотариального удостоверения.
Важно отметить, что медиативное соглашение, удостоверенное нотариусом, имеет силу исполнительного листа, что дает сторонам договора весомую гарантию соблюдения всех договоренностей, сводит к минимуму риски обращения в суд и в целом значительно повышает привлекательность медиации. Константин Корсик сообщил, что по статистике на сегодняшний день в России насчитывается более 1300 медиативных соглашений в нотариальной форме.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Вадим Чубаров также поддержал идею полного отказа от института непрофессиональных медиаторов. Он считает, что возможен альтернативный вариант, который заключается в четком определении круга дел, которыми могут заниматься только профессиональные медиаторы. При этом крайне важно сформировать реестр профессиональных медиаторов, который мог бы вести Минюст.
О необходимости разграничения полномочий медиаторов в зависимости от уровня их профессиональной подготовки и опыта высказался и статс-секретарь – вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей по правовому регулированию и правоприменению Александр Варварин. По его мнению, право заверять медиативные соглашения у нотариусов и придавать им статус исполнительного документа можно было сохранить только за теми медиаторами, которые имеют определенный стаж работы.
Президент ФНП Константин Корсик также выступил с инициативой о возможности непосредственного участия нотариусов в осуществлении медиации. Ведь нотариат, в силу своего статуса, призван охранять и защищать права и законные интересы всех участников гражданского оборота, оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и законных интересов. Нотариусы, являясь высококвалифицированными юристами, могут подготавливать проекты медиативных соглашений в сфере гражданского оборота, брачно-семейных, корпоративных, наследственных правоотношений, удостоверять такие соглашения и при необходимости направлять документы в орган регистрации прав.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева подняла очень важный вопрос – какие именно споры целесообразно направлять в медиацию. В частности, она в своем выступлении рассказала о перспективах внедрения медиативных процедур в спорах между бизнесом и властью.
Во время дискуссии также были обсуждены вопросы о создании органов, отвечающих за внедрение и популяризацию медиации в той или иной сфере управления, снятие ограничений по общему сроку медиации, внедрение института первой медиативной информационной встречи, снижении стоимости медиативных услуг и другие.
Модератор встречи Максим Бесхмельницын предложил участникам дискуссии вернуться к обсуждению поднятых в рамках конференции вопросов в следующем году, но уже в рамках рабочих групп, которые будут созданы Минюстом РФ.