Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик выступил с докладом на Европейско-Азиатском правовом конгрессе 2021, состоявшемся в Екатеринбурге, 3 и 4 июня. Темой доклада стала «Роль нотариата в формировании ценности права». В ходе выступления глава ФНП подчеркнул не только значимую роль нотариата в сохранении ценности права, но и его возрастающее значение в деле защиты прав граждан в свете новых неблагоприятных тенденций, ставших одним из побочных эффектов глобальной цифровизации.
В частности, речь зашла о таком явлении, как девальвация юридически значимого факта подписания гражданином документа. В современном мире от граждан требуют поставить подпись, дать согласие, подтвердить ознакомление и т.п., буквально на каждом шагу. Достаточно припомнить, сколько раз в неделю (а иногда и в день) мы ставим галочки напротив графы «Согласен», на экранах смартфонов или компьютеров. И речь идёт не только о развлекательных приложениях, играх или программах. Подобные действия сегодня требуется совершать и при получении государственных услуг, как дистанционных, так и очных, например, приём в поликлинике или совершение действий в «Моих документах». Зачастую граждане дают подобные согласия, ставят свою подпись чисто автоматически, даже не делая попыток ознакомиться с содержанием документа. Ситуация усугубляется ещё и тем, что при попытке прочитать текст или внести в него изменения, получение услуги становится невозможным. Как правило, дело тут в том, что гражданам дают на подпись типовые документы, для которых не предусмотрена возможность внесения изменений. Тем не менее, негативный результат налицо: граждане перестают отдавать себе отчет в значимости, как самого акта подписания, так и содержания документа. Последствия от подписанных «на автомате» документов могут быть самые неприятные – нарушение прав гражданина, финансовые или имущественные потери и пр. Более того, оставив подпись на документе, не прошедшем должную проверку, гражданин в полной мере принимает на себя ответственность за последствия, без возможности восстановить понесенный ущерб и даже установить круг ответственных за это лиц.
Константин Корсик прокомментировал ситуацию следующим образом:
«В силу этого происходит явно выраженная девальвация юридически значимого факта подписания гражданином документа. Тем более в цифровой среде, где нажатие кнопки „Согласен“ становится неким ритуальным действием, обойти которое нельзя, равно как и нельзя изменить условия. Тем самым граждане приучаются слепо принимать все предложенные условия, даже если они могут привести к нежелательным для них последствиям».
Второй негативный эффект глобальной цифровизации общества, активно подпитывающий первый – появление и развитие т.н. псевдодоверенной юридической среды. Банки, риэлтерские конторы, фирмы-посредники, организации, оказывающие юридическую помощь и пр., зачастую требуют от граждан подписания документов, причем, оставляя свою подпись, граждане руководствуются только личным доверием к организации. Мало кто заботится о том, что все правовые последствия опять-таки несёт подписавший документ гражданин. Организации же, в силу действующего законодательства, как правило, освобождаются от ответственности. При этом документы могут иметь большую юридическую значимость, в частности касаться таких вопросов, как распоряжение имуществом. Но доверяя организации, граждане считают, что риски исключены априори, и нет необходимости вчитываться в содержание документов. Таким образом складывается культура небезопасного правового поведения.
Яркий пример подобного поведения продемонстрировало социологическое исследование, проведённое Фондом развития правовой культуры. Съемочная группа останавливала на улице прохожих, якобы для съемок телевизионного соцопроса. Гражданам задавался вопрос, осознают ли они риски невнимательного ознакомления с документами перед их подписанием? Подавляющее большинство опрошенных подтверждали необходимость тщательного ознакомления с документами, после чего им предлагалось подписать «согласие на съемку», с указанием паспортных данных и прочей личной информации. Более 90% участников соцопроса поставили свою подпись, не обратив внимание на то, что «согласие» содержало в себе пункты о передаче личного имущества, недвижимости или принятии в долг крупной денежной суммы. Когда же организаторы опроса указывали гражданам на эти «нюансы» и задавали вопрос – почему граждане вели себя столь беспечно? Наиболее часто звучал ответ: «Но мы же доверяем вашей съемочной группе». Таким образом, даже просто люди с камерой, стоящие среди улицы, вызывают у граждан достаточную степень доверия, чтобы подписать предложенные документы «вслепую». Чего уж говорить об организациях и фирмах?
Стоит ли тут удивляться недавно прозвучавшему сообщению Финансового университета при Правительстве РФ о росте мошенничества в сфере оборота недвижимости.
«Конечно же в такой ситуации государство должно обеспечить, чтобы документы, кардинально влияющие на конституционные права граждан в отношении собственности жилища и т.д., подписывались ими только в доверенной юридической среде. Необходимо как возвращать высокий статус юридически значимого действия, так и сокращать компетенцию псевдодоверенных субъектов», — отметил президент ФНП.
Обеспечивать такую доверенную среду – прямая функция нотариата. Нотариус гарантирует полную законность совершаемого действия, в его обязанности входит объяснение сути и последствий действия, кроме того, нотариус должен убедиться в том, что его объяснения поняты верно и в полной мере, а согласие дается осознанно и добровольно. Нотариус несёт полную финансовую ответственность за результат совершаемых действий. Более того, сегодня нотариат готов решать и такую насущную проблему как «цифровая дискриминация». Необходимость совершать те или иные действия в цифровом формате - неотъемлемая часть современной жизни. И всё-таки доступ или навыки для получения электронных услуг есть не у всех. Тут на помощь может прийти созданная ФНП электронная инфраструктура. Благодаря такому инструменту как усиленная квалифицированная электронная подпись, нотариус может предоставить гражданам компетентные услуги по взаимодействию в цифровой среде.
«Фундаментальными новеллами стала возможность удостоверять электронные документы, создание уникальной системы публичных реестров и придания их сведениям юридической силы. Все это подтверждает, что потенциал нотариата может быть использован в тех сферах гражданского оборота, где сейчас наблюдается острая проблема защиты прав граждан и предпринимателей», - сказал Константин Корсик.