19 октября, в Москве состоялась конференция, организованная порталом «Право.ру». В числе прочих тем, на конференции обсуждались вопросы наследования имущества, находящегося за рубежом, методы управления наследством в условиях пандемии и «закрытых границ», тонкости в планировании крупного капитала, существующие альтернативы посмертным наследственным фондам и нюансы создания личных фондов.
Гостями, участниками и спикерами конференции стали адвокаты, юристы, специализирующиеся на вопросах семейного и наследственного права, представители научного сообщества и исследовательских организаций. Естественно, подобное мероприятие не могло обойтись без представителей нотариата, поскольку нотариат – главный правоприменитель в существующей системе наследственного права. Лицом нотариата на этой конференции стала Александра Игнатенко – нотариус г. Москвы, член Правления Федеральной нотариальной палаты. Главной темой выступления Александры Владимировны стало создание личных фондов при планировании наследства.
В своём выступлении эксперт нотариата коснулась основных практических вопросов создания личных фондов. Напомним, что возможность создавать личные фонды появится у граждан РФ с марта 2022 года. «… учреждение такого института позволит владельцам крупных состояний самим проконтролировать процесс создания фонда, заранее решить любые вопросы, возникающие в ходе его функционирования, и минимизировать потенциальные риски для бизнеса» - пояснила Александра Игнатенко. По сути это означает, что владельцы корпораций или любого другого крупного бизнеса смогут сами увидеть, как будет работать их наследие, минимизировать потенциальные риски и в случае необходимости устранить огрехи планирования.
Несмотря на то, что данная новелла наследственного права уже существует де-юре, де-факто остаётся ряд вопросов, которые могут существенно затруднить ее практическое применение. В первую очередь это касается последовательности действий нотариуса при учреждении личного фонда и назначении соответствующих органов управления. По мнению Александры Игнатенко, чтобы внести ясность в этот вопрос потребуется сделать ряд изменений в Основах законодательства РФ о нотариате. Также тщательного рассмотрения требует и вопрос о контроле над действиями доверительного управляющего. С мнением эксперта нотариата о необходимости изменений в законодательстве согласились представители бизнеса и юридического сообщества.
Мария Любимова - руководитель практики «Международный арбитраж и трансграничных споры» также отметила положительные стороны данной новеллы наследственного права, подчеркнув, что личные фонды станут прекрасной альтернативой наследственным фондам, т.к., с помощью этого механизма учредитель фонда сможет определить вопросы преемственности и управления бизнесом еще при жизни. Наследственные фонды такой возможности не предполагают. Ещё один плюс личных фондов - значительное сокращение расходов на создание трастов и частных фондов за рубежом, которые создаются с той же целью. При этом, если механизм будет реализован должным образом, создание личных фондов даст российским предпринимателям больше возможностей при управлении и наследовании активов. Не говоря уже о том, что само количество потенциальных пользователей услуги сильно возрастёт.
Также Мария Любимова внесла ясность о статусе личных фондов. По закону личный фонд - «некоммерческая организация, создаваемая гражданином при жизни или после его смерти нотариусом для целей управления имуществом учредителя». Для создания личного фонда от предпринимателя потребуется сделать взнос размером не менее 100 миллионов рублей. Учредителем личного фонда может быть только один человек, исключение составляют случаи, когда личный фонд создаётся супругами, а в его активы вносится совместное имущество.
Другая важная тема конференции – наследование имущества, находящегося за рубежом. Этому вопросу посвятил своё выступление Никита Филиппов - адвокат, заведующий адвокатским бюро «Де-юре» Никита Филиппов. Правила и очерёдность наследования в разных странах, как и сумма налога на наследство, устанавливаются по-разному.
В большей части европейских стран установлено несколько очередей наследования. Как правило, наследниками первой очереди признаются дети, родители и супруги умершего. За ними следуют братья, сестры, дедушки и бабушки, потом остальные родственники и лица, находящихся на иждивении. Например, наследственное законодательство Германии выделяет 3 степени родства. В Финляндии - 2 категории наследников. В Италии, действует следующее правило об обязательной доле в наследстве: один ребенок получает половину имущества, двое детей и больше - две трети, родители - треть, супруг или супруга - половину, супруга с ребенком - по трети. Данное правило применяется ко всем видам имущества. В Швейцарии действует общее правило очерёдности - сначала наследуют дети, затем родители, бабушки, дедушки, и лишь потом наступает очередь супруга. Таким образом, супруг получает меньшую долю из общей наследственной массы.
Ставки налогообложения также сильно различаются в зависимости от страны. Например, в Португалии, Австрии и на Кипре налога на наследство вообще не существует. Зато во Франции сумма налога может достигать 60% от стоимости наследуемого имущества. Похожие ставки действуют в Великобритании и Италии – 40-50%. В других европейских странах сумма налога варьируется от степени родства наследников с покойным, чем наследник ближе к наследодателю, тем ниже будет налоговая ставка.
Говоря о передаче по наследству бизнеса, эксперты единодушно согласились в том, что на сегодняшний день достаточно сложно уберечь его от распада после смерти владельца. Даже принимая во внимание большое количество механизмов, как правовых, так и экономических. Наглядным примером тому служат дела Андрея Трубникова, компания Natura Siberia и Дмитрия Босова, компания Сибантрацит. По мнению экспертов, обе бизнес-империи потерпели крах после смерти владельцев, так как предприятия оказались юридически не подготовленными к внезапной и окончательной потере главных руководителей: отсутствие завещания, общая неготовность бизнеса к новым обстоятельствам, оставшиеся не прояснёнными при жизни вопросы с партнёрами, что спровоцировало конкуренцию в среде руководства и между наследниками.