Цифровые технологии в сфере гражданского оборота с каждым годом становятся более востребованными. С приходом пандемии это стало особенно заметно. Практически все обыденные действия перешли в онлайн – приобретение продуктов, работа «на удаленке» и оформление различных юридических документов.
Нотариусы стали одними из тех, кто был полностью готов к работе в условиях ограничений. Все это оказалось возможным благодаря тому, что они долгие годы разрабатывает новейшие технологии «электронного нотариата». Все разработки и реализация сервисов проводятся исключительно на средства нотариата. Основой для этого стала Единая информационная система, разработанная 6 лет назад.
Главной задачей ЕИС является совершенствование и разработка новых решений, повышение уровня безопасности, обработки и увеличение комфорта проведения нотариальных действий. Это актуально для всех сторон, участвующих в совершении нотариального действия.
Два года назад был осуществлен полный переход – теперь абсолютно все нотариальные действия, регистрируются и хранятся в ЕИС. На сегодняшний день количество записей приближается к 152 миллионам.
Благодаря этой системе и участию в Системе межведомственного электронного взаимодействия стала возможно работать по принципу «одного окна». Сейчас при проведении ряда процедур достаточно просто обратиться к нотариусу. Все необходимые для проведения данные будут запрошены и проверены им самостоятельно. А после удостоверения электронные документы мгновенно направятся в необходимое ведомство. За 2019 год этой услугой воспользовался почти миллион россиян. Нотариусы сообщают о возросшем числе удостоверенных сделок, не подлежащих обязательному удостоверению. Следовательно, растет количество граждан, которые понимают возможные риски и обращаются за помощью к экспертам.
С каждым днем все популярнее становится цифровой документооборот. Для облегчения этого процесса был разработан сервис «нотариальной телепортации». Этот сервис помогает быстро отправить документ в необходимую точку по всей стране. Он переводится из бумажного формата в цифровой и обратно, при этом не теряет своей юридической силы. Это помогает существенно сэкономить время. За прошлый год его использовали более 2 млн граждан.
Представители бизнеса тоже не остаются в стороне – за 2019 год зарегистрировано почти 2.9 млн обращений к нотариусу для регистрации ИП или юридического лица. Пакет документов, который был нотариально удостоверен, не нуждается в длительных проверках, что существенно ускоряет срок проведения процедуры.
ЕИС выступила основой для создания трех важных публичных реестров.
Самый часто используемый из них – реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Его разработали и запустили 6 лет назад по поручению Владимира Владимировича Путина. Изначально он был разработан для проверки данных о залоговой чистоте автомобилей на вторичном рынке, но фактически функционал и широта применения были существенно увеличены. Сегодня там находится более девяти миллионов записей. Каждый день его используют более двадцати тысяч человек.
Сервис по проверке доверенностей мгновенно обрел популярность у пользователей. Достаточно заполнить небольшую форму, и через небольшой промежуток времени станет известно, подлинная ли доверенность перед вами. А используя ресурс по поиску наследственных дел, можно узнать, какой нотариус ведет конкретное дело.
Но развитие «электронного нотариата» на этом не останавливается. Уже к концу года будут представлены новые цифровые сервисы, которые помогут значительно повысить скорость, безопасность и надежность проводимых нотариальных действий. А следовательно, улучшат и без того высокий уровень предоставляемых услуг.