1 августа, на площадке АНО Национальный исследовательский институт судебной экспертизы и медиации (НИИ СЭМ), представители нотариата провели рабочую встречу-совещание с медиаторами. Главными темами обсуждения стали такие аспекты нотариального удостоверения медиативных соглашений, как проверка добросовестности участников медиативного соглашения, предотвращение использования медиации в противоправных целях и прочие практические нюансы совершения данного нотариального действия.
Благодаря тому, что заключенное в нотариальной форме медиативное соглашение позволяет избегнуть временных и финансовых затрат на судебные разбирательства и даёт возможность обращаться напрямую в банк или ФССП, в случае нарушения одной из сторон условий договора, нотариальное удостоверение медиативных соглашений набирает всё большую популярность. Нотариальная форма сочетает в себе не только уже названные преимущества медиации, но и предоставляет дополнительные правовые гарантии и исполнительную силу документа.
Стоит отметить, что до момента удостоверения той или иной сделки в обязанности нотариуса входит проверка ее законности и правомочности. Помимо этого, на нотариуса ложатся обязанности по части противодействия легализации доходов, полученных преступным путем (отмывка и обналичка), и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), в силу особого статуса, которым наделены нотариусы в РФ. Ирина Аникеева - член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по имиджу, взаимодействию со СМИ и общественными организациями, отметила, что данные обязательства влекут за собой необходимость установления критериев подозрительности медиативных соглашений. Ирина Александровна привела следующие примеры факторов, вызывающих обоснованные сомнения:
«Так, сомнения может вызвать отсутствие у заявителей документов, подтверждающих наличие обязательств, во исполнение которых заключается медиативное соглашение. Подозрительными являются и займы крупных денежных сумм на короткий срок между юридическим и физическим лицом, закрепленные договором в простой письменной форме»
С полным перечнем подозрительных сделок можно ознакомиться в рекомендациях Федеральной нотариальной палаты и Росфинмониторинга. При обнаружении подобных черт сделки, представленной для нотариального удостоверения, нотариус имеет полное право отказать в совершении действия. Со своей стороны медиаторы также должны полностью осознавать данную особенность, т.к., предотвращение использования процедуры медиации в противоправных целях является общей задачей нотариата и медиаторов.
Собственно, привлечение нотариуса к удостоверению медиативного соглашения направленно именно на пресечение фиктивных сделок, используя которые недобросовестные граждане пытаются осуществить незаконный вывод денежных средств со счетов. Однако, при соблюдении законодательных норм и полной прозрачности сделки, медиация из инструмента предотвращения и ограничения, становится весьма удобным методом разрешения конфликтных ситуация разного уровня и в разных сферах.
Елена Образцова - член Комиссии по методической работе Московской городской нотариальной палаты, нотариус г. Москвы, следующим образом описала области применения медиации:
«Медиация может успешно использоваться для урегулирования семейных, трудовых и земельных споров, споров в сфере защиты прав потребителей, споров с наследственными правоотношениями, налоговых и прочих видов споров»
Естественно, успех урегулирования спора во многом зависит от профессионализма медиатора, наличия у него глубоких знаний в данной конкретной области права. Таким образом, становиться актуальным вопрос об образовании и профессиональной ответственности медиатора, его статуса и членства в СРО, а также более общие вопросы, относящиеся к реализации Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Евгения Черячукина - директор центра медиации НИИ СЭМ, согласилась с идеей об объединении медиаторов в профессиональное сообщество и установления регламента, детально описывающего процедуру медиации. В своём выступлении Дмитрий Галочкин - председатель Гильдии негосударственных структур безопасности Московской торгово-промышленной палаты РФ, описал перспективы создания реестра медиаторов.
Кроме того, стороны обсудили ряд прочих практических моментов, возникающих в ходе совместной работы нотариусов и медиаторов и наметили круг вопросов, требующих дальнейшего обсуждения и регулирования на таких площадках, как Общественная и Торгово-промышленная палаты. В конце совещания участники встречи отметили необходимость создания рабочей группы по устранению спорных вопросов, возникающих при нотариальном удостоверении медиативных соглашений.