Если такая цифровая собственность, как крипто валюта, электронные кошельки и домены есть не у каждого гражданина, то аккаунты в социальных сетях имеет подавляющее большинство россиян. При этом даже личная страница может представлять из себя реальную материальную ценность, не говоря уже о коммерческих аккаунтах, приносящих владельцу доход от рекламы, промо статей и т.п. Коль скоро нечто имеет ценность, оно может передаваться по наследству. Однако с аккаунтами в социальных сетях всё не так просто. Этот вопрос уже не раз возникал в нотариальной среде и с течением времени он становится всё актуальнее. По существующим прогнозам, количество аккаунтов, принадлежащих умершим людям, превысит число «живых» аккаунтов к 2070 году, а к 2100 году их число вырастет до 1 млрд 400 тысяч. О том, как сегодня обстоит дело с передачей по наследству аккаунтов в социальных сетях, выясняли журналисты телекомпании НТВ.
Владелец аккаунта может составить т.н. цифровое завещание и указать в нём логин и пароль от страницы в соц сети, а также наследников, которые получат доступ к управлению после смерти владельца. Такой документ заверяется у нотариуса и фактически не отличается от обычного завещания. Кроме того, у ряда сервисов уже есть инструменты для передачи доступа к аккаунту доверенному лицу. Для указания доверенного лица пользователь должен заполнить соответствующий раздел в настройках профиля.
Сложности возникают когда нет ни завещания, ни доверенного лица. В этом случае наследник может попробовать доказать своё право на доступ к аккаунту через суд. Однако сделать это будет не так просто. Например, Василий Цирин – сын профессиональной скрипачки Людмилы Карпушкиной, после смерти матери захотел создать о ней памятный архив. Вскоре выяснилось, что фото и видео материалы с выступлениями Людмилы Карпушкиной хранятся в электронной почте, доступа к которой у Василия нет. На этом примере хорошо видно существующее правовое противоречие: с одной стороны, в электронной почте или на страницах социальных сетей могут содержаться видео, аудио, фото, текстовые и прочие материалы, представляющие собой объекты интеллектуальной собственности, которые предаются по наследству, с другой стороны почтовые сервисы обязаны сохранять тайну переписки, а потому не могут предоставлять доступ к аккаунту третьим лицам, если владелец не оставил на этот счёт специальных распоряжений. Именно так и получилось в случае Василия Цирина, о чём он рассказал журналистам программы «Сегодня»:
«Я писал в поддержку почтовой службы, где мне ответили, что они не вправе разглашать такие сведения даже близким родственникам своих клиентов».
Некоторые социальные сети имеют инструменты для взаимодействия с аккаунтами умерших пользователей. Родственники могут прислать в службу поддержки скан или фото свидетельства о смерти пользователя, после этого они получают возможность либо удалить аккаунт, либо оставить с пометкой «страница умершего человека». Но опять же, речь не идёт о полноценном доступе к аккаунту, с возможностью распоряжаться его содержимым. Даже если на странице умершего человек нет никаких материалов, попадающих под определение интеллектуальной собственности, и сам аккаунт не является финансовым инструментом, и родственники просто не хотят, чтобы страничка жила после смерти владельца, закрыть её не всегда представляется возможным. Дело тут не столько в защите личной информации или в возможности родственников доказать своё право на доступ к цифровому активу. На сегодняшний день основная правовая препона заключается в невозможности установления личности владельца аккаунта.
«Когда человек регистрируется в той же социальной сети, от него не требуется указывать такие юридически значимых сведения как, к примеру, паспортные данные. Как результат, убедиться в принадлежности той или иной страницы конкретному человеку сейчас фактически невозможно», - пояснил Александр Сагин, нотариус города Москвы, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по методической работе.
Очевидно, ситуация требует регулирования на законодательном уровне. Только после создания правовой базы, пользователи получат возможность грамотно распорядиться виртуальной собственностью. Если же аккаунт в социальной сети представляет из себя финансовый инструмент и обладает материальной ценностью, а платформа, на которой он расположен, не предоставляет инструментов передачи прав на него третьим лицам в особых ситуациях, логичным выходом из ситуации будет обращение к нотариусу. Любая собственность, в том числе виртуальная, накладывает на владельца определённые права и обязанности, а регулирование подобных правоотношений – прямая функция нотариата.
На сегодняшний день, остаётся ждать пока в законе появятся необходимые дополнения и изменения в части регулирования цифровых активов. Тогда вопрос об их сохранности, передачи по наследству, защите ценности и получении наследниками прибыли можно будет решить с помощью завещания. Завещание позволяет ясно прописать, не только какое именно имущество будет передано наследникам, но и какие обязанности наследодатель хочет возложить на наследников. Например, продолжить вести или удалить аккаунт в социальной сети. Таким образом, владелец аккаунта в социальной сети получит гарантию исполнения свой воли и уверенность, что результаты его деятельности в социальных медиа не пропадут после его смерти.