По данным Роспатента за два месяца 2022 года в ведомство было подано 15 тысяч заявок на регистрацию новых товарных знаков, а в 2021 году Роспатент получил более 100 тысяч заявок. Статистика, со всей очевидностью, говорит о всё возрастающем количестве новых брендов и товаров на российском рынке. Каждый новый бренд хочет ярко заявить о себе, создать запоминающийся логотип и название. Поскольку современный потребитель давно привык получать информацию через визуальный ряд, стиль и элементы оформление нового продукта имеют критически важное значение для продвижения на рынке. При этом некоторые недобросовестные производители пытаются сократить себе «путь к успеху», попросту копируя или имитируя уже существующие и хорошо себя зарекомендовавшие бренды. Стоит помнить, что бренд, название товара, логотип находятся под правовой защитой, даже частичное их воспроизведение является нарушением закона и для нерадивого предпринимателя может окончится штрафом, изъятием товара или и тем и другим сразу.
Тем не менее, существуют определённые ниши, где производитель имеет весьма ограниченный инструментарий по созданию рекламных образов, именно в силу специфики товара или услуги. В таких случаях достаточно сложно избежать некоторого совпадения в элементах стиля визуального оформления. Кроме того, в ряде случаев можно говорить о «преемственности» некой новой компании от уже существующей, либо существовавшей ранее. Новый участник рынка вполне искренне может говорить о том, что на создание бренда его вдохновил другой более крупный производитель. Время от времени, разбираться в тонкостях между плагиатом и «вариацией на тему» приходится судам. При этом выстроить эффективную защиту своего товарного знака от плагиата можно при помощи нотариуса.
Товарный знак, как и научная работа, произведение искусства, компьютерная программа, мобильное приложение и т.п., является объектом интеллектуальной собственности, следовательно, защищена законом об авторском праве. По каждой новой заявке на регистрацию, Роспатент проводит экспертизу, выявляя наличие уже существующих брендов с подобной или точно такой же символикой. Уточним, что по состоянию на 1 мая 2022 года на территории РФ зарегистрировано 770 тысяч товарных знаков. Кроме того, некоторые предприниматели вовсе не обращаются в ведомство для регистрации бренда и проводят визуальное оформление «без лишних формальностей», копируя частично или полностью элементы стиля уже существующего продукта. Иногда правообладатель оригинального бренда узнаёт о существовании нежданного «отпрыска» по чистой случайности. Тогда и начинаются разбирательства.
При этом, чтобы защитить свои права, хозяину бренда недостаточно просто сделать фото символики, содержащей плагиат. Для суда эти фотографии не будут доказательными, т.к., собранные подобным образом материалы вызывают обоснованные сомнения – кем и когда сделаны фотографии, подвергались ли они обработке в фото редакторе, и т.д.? Для наделения фотографий доказательной силой сделать их должен нотариус, во время осмотра объекта. После осмотра нотариус составляет протокол, который однозначно будет принят судом, т.к., нотариально удостоверенные документы обладают повышенной доказательной силой. Даже если к моменту разбирательства ответчик удалит все следы своих деяний, факт плагиата будет на лицо. Данное нотариальное действие называется обеспечением доказательств. Обращаться к нему для защиты собственных прав рекомендуют сами судьи и адвокаты.
Для иллюстрации того, как это работает, приведем несколько примеров из реальной юридической практики. Московский предприниматель, занятый производством и поставкой пирожных без сахара в кафе и рестораны, обнаружил, что другое юрлицо использует его бренд. Для фиксации данного факта предприниматель обратился к нотариусу. Нотариус осмотрел сайт недобросовестного конкурента по бизнесу, сделал скриншоты страниц с изображением логотипа и составил протокол. С этой доказательной базой предприниматель обратился в суд и выиграл процесс.
Другой пример из юридической практики Челябинска. Группа предпринимателей открыла бензоколонки «мимикрирующие» под бренд крупного участника нефтегазового рынка. В отличие от первого примера, нотариус не ограничился осмотром веб-сайта, а отправился на бензоколонку, заправил автомобиль, сделал фото кассового чека, логотипа бензоколонки, а также выставленных в открытый доступ документов – лицензий и сертификатов. Кроме того, на видео фиксировался и сам процесс сбора информации. В итоге стороны пришли к досудебному соглашению. Владельцы лжебренда изменили внешний облик логотипа и прочие элементы внешнего оформления бензоколонок.
Последний пример показателен ещё и в том смысле, что многие представители малого бизнеса безосновательно полагают, что их небольшая компания сможет безнаказанно использовать символику крупных корпораций, оставаясь незамеченными именно в силу малого размера своих предприятий, т.е., крупным корпорациям будет просто не до них. На деле всё обстоит в точности до наоборот. Крупные компании бдительно следят за тем, чтобы их бренд не ассоциировался ни с какими другими участниками рынка, поскольку в данном случае встаёт не только вопрос правообладания, но и репутационный. Подобный прецедент случился с крупным автоконцерном. Представитель компании обратился в московскую нотариальную контору за обеспечением доказательств, поскольку некий интернет-магазин автозапчастей реализовывал якобы оригинальную продукцию данной компании. Заявитель сделал покупку в интернет-магазине и приехал получать её вместе с нотариусом, который провёл фиксацию факт оплаты и получения товара, а также включил в протокол сопроводительные документы, где указывались производитель, посредник и прочие «биографические» данные товара. В дальнейшем эти материалы послужили веским доказательством факта подделки автозапчастей.
Ещё один любопытный случай касается незаконной продажи базы данных. Узнав о факте продажи, владелец базы данных направил продавцу официальную претензию. Видимо растерявшись, злоумышленник описал ситуацию на одном интернет-форуме и попросил совета у участников, т.е., фактически признался в совершении преступления. Истец обратился к нотариусу с просьбой зафиксировать данную переписку на форуме. После того, как нотариус составил протокол осмотра указанных страниц веб-сайта, данные материалы были приобщены к делу в качестве дополнительного доказательства.
Как уже упоминалось выше, плагиатом может считаться не только полное копирование, но и частичное воспроизведение бренда до степени смешения. Включение в визуальное оформление товарного знака шрифтов, графических элементов и общей стилистики также может быть расценено как нарушение авторского права. Важно понимать, что у товарного знака могут быть как охраняемые, так и неохраняемые элементы. Например, рисунок логотипа охраняется авторским правом, а текст находится в свободном доступе, следовательно, может быть скопирован. Кроме того, значение имеет и сфера деятельности компании. Скажем, если по какой-то причине компания, продающая органический кофе, носит то же название, что и станкостроительный завод, вероятно, проблем с правообладанием не возникнет. А вот если две мыловарни работают под одним и тем же брендом, при этом являясь независимыми предприятиями – факт нарушения на лицо.
К сожалению, на данный момент не существуют чёткого разграничения между плагиатом и «уподоблением», поэтому каждый случай нарушения авторского права рассматривается индивидуально. Суд опирается на собранные факты и выносит решение по их совокупности. В особо сложных случаях для определения степени «заимствования» суд может привлечь специальные экспертные организации. В любом случае, ключевым фактором в подобных процессах будут корректно собранные доказательства, детально описывающие общую картину. Именно поэтому суды и адвокаты рекомендуют обращаться к нотариусам для сбора доказательного материала. Нотариальное обеспечение доказательств включает в себя не только фактическое предоставление материалов, как было описаны выше, но также фиксацию самого процесса сбора доказательств, т.е., логику, которой руководствовался нотариус. В итоге в суд поступает детальный и структурированный протокол, что способствует более быстрому принятию решений.
Также стоит сказать и о том, чем нарушение авторских прав чревато для плагиаторов. Опять-таки, каждый случай индивидуален, соответственно и мера пресечения избирается исходя из данного конкретного случая. При этом есть и неотвратимые следствия, такие как судебный запрет на использование украденного товарного знака, признание товаров, на которых он нанесён, контрафактными и последующее изъятие их из продажи. Что касается возмещения убытков и компенсаций, тут и начинается сфера индивидуального подхода. Истец может потребовать компенсацию в сумме от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, однако определение её точного размера целиком зависит от решения суда. Примерно также дело обстоит и с возмещением убытков. На законодательном уровне не существует ни минимальных ни максимальных значений, в принципе истец в праве затребовать любую сумму, но свои материальные претензии он должен будет обосновать точными расчётами и документами.
Кроме того, суд может принять решение о ликвидации нарушившей закон компании. Подобное решение может быть вынесено в том случае, если в дело вмешалась прокуратура. Такое происходит если компания грубо нарушила закон или же на лицо рецидив, т.е., компания уже привлекалась за подобные нарушения ранее. В случае грубых нарушений для руководителей компании или ответственных лиц законом предусматривается административное или уголовное наказание, сроком от двух до шести лет лишения свободы.
На сегодняшний день регистрация товарного знака и его охрана доступна только юрлицам или индивидуальным предпринимателям. Однако Госдума рассматривает законопроект, предоставляющий такую возможность ещё и самозанятым гражданам, исполнителям по гражданско-правовым договорам, патентным поверенным, адвокатам и нотариусам.