Экономическая турбулентность, «чертово колесо» валютных курсов, санкции, направленные на ограничение финансовой активность как государства, так и рядовых граждан заставили многих россиян повернуть взгляд в сторону криптовалют. По данным правительства РФ, порядка 10 млн. россиян зарегистрировали криптокошельки. Как правило, делается это для создания «финансовой подушки», т.е., перевода личных сбережений в крипту, как более надёжную валюту, якобы защищенную от экономических пертурбаций, падений рынков и т.п. Конечно, в каком виде хранить собственные сбережения – личное дело каждого. Однако сейчас встаёт вопрос об использовании криптовалюты, как универсального платёжного средства, наравне с фиатными деньгами, для оплаты покупок, расчётов по сделкам и долговым обязательствам и, в конце концов, передачи криптовалют по наследству. О перспективах внедрения криптовалют в реальный сектор экономики рассказала Ольга Филиппова - член правления Нотариальной палаты Свердловской области, нотариус г. Екатеринбурга.
Прежде чем говорить о подобных возможностях, следует внести ясность в терминологию и определиться с понятиями, в первую очередь разделить цифровые и криптовалюты. В российском законодательстве принято разделять два этих понятия. Федеральный закон № 259-ФЗ гласит: цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и/или могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и/или международной денежной или расчетной единицей. При этом информационная система, о которой идет речь в этом определении, должна входить в реестр операторов информационных систем Банка России.
Отличие криптовалют от цифровых заключается в том, что они лишены одного важного свойства денег: криптовалюты лишены обеспечения, т.е., не существует актива, который гарантировал бы надежность их выпуска и дальнейшего обращения. Условного говоря, не существует центрального банка, который занимался бы выпуском криптовалюты. Наоборот, учёт расчетных единиц осуществляется через децентрализованную систему, которая работает в режиме «автопилота». Таким образом, единственным обеспечением криптовалюты является математический алгоритм, а сама валюта обезличена, в теории полностью анонимна. Подобные характеристики, в частности то, что невозможно установить владельца криптовалюты, вступают в противоречие с некоторыми положениями законодательства РФ, вследствие чего использование криптовалют допускается лишь в ограниченной сфере.
Одна из первых областей, в которой могут возникать юридические коллизии – наследование криптокошельков. В РФ уже сейчас существует наработанная практика признания криптокошельков имуществом, т.е., активом, подлежащим передаче по наследству. Тем не менее, вследствие анонимности, вопрос о принадлежности кошелька с биткоинами конкретному лицу остаётся открытым, и тут наследники могут столкнуться с определёнными сложностями, т.к., невозможно найти документального подтверждения того факта, что криптокошелёк является принадлежащим наследодателю имуществом.
Ещё сложнее ситуация с использованием криптовалют для расчётов по сделкам. В сущности, на данный момент в рамках законодательства - это просто невозможно. ГК РФ чётко поясняет, что единственным платёжным средством на территории РФ является российский рубль, сл., все денежные обязательства должны иметь выражение в рублях. Единственное допущение заключается в том, что стороны по обоюдному согласию могут прописать в договоре условие по оплате обязательств в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Естественно, в таком случае конечный размер платежа будет привязан к официальному курсу выбранной валюты. Законодательство не предусматривает использование никаких других альтернативных платёжных средств.
Подобные противоречия могут возникнуть и при использовании цифровых валют в качестве инструмента для расчёта по сделкам, несмотря на то, что цифровые валюты частично урегулированы и включены в экономику РФ. Однако есть важный нюанс: согласно законодательству, цифровые валюты признаются имуществом. Таким образом, расчёт в цифровой валюте, скажем, при покупке недвижимости по определению не является куплей-продажей, т.к., по факту одно имущество меняется на другое.
Вероятным выходом из такой ситуации могло бы стать заключение договора мены цифровых активов на недвижимое имущество, но для совершения подобных сделок потребуется дополнительное законодательное регулирование, которого пока не существует.
Ровно ту же ситуацию мы наблюдаем и при использовании криптовалюты в качестве инструмента по исполнению финансовых обязательств. Если рассматривать процедуру выплаты долга через депозитный счёт нотариуса – услуга, набирающая всё большую популярность, тут всё достаточно прозрачно и ясно. Внести криптовалюту на депозит нотариуса не получится. Равно как и оплатить услуги нотариуса или госпошлину. Помним о том, что по закону криптовалюта не признаётся платёжным средством на территории РФ.
Кроме того, криптовалюты не получится замаскировать под акции или иные ценные бумаги. В соответствии со статьей 142 ГК РФ, ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов.
В свете всего вышесказанного, очевидно, что на сегодняшний день криптовалюты в реальном секторе экономики РФ могут рассматриваться только как инструмент по инвестированию и накоплению личных сбережений. Правда, в последнем случае также существуют вполне реальные риски. История с блокировкой криптокошельков россиян широко известна. Есть вероятность, что на следующей волне блокировка обернётся обнулением.
Тем не менее, стоит отметить и то, что законодательство РФ постепенно совершенствуется в направлении регулирования крипторынков, а сейчас мы наблюдаем некоторую переходную ситуацию. Так что ставить окончательный диагноз криптовалюте в РФ рано.