В стенах Общественной палаты Российской Федерации прошел круглый стол, в ходе которого обсудили особенности медиации как способа внесудебного урегулирования конфликтов, соотношение процедур медиации и судебного примирения в гражданском судопроизводстве, практику нотариального удостоверения медиативных соглашений, а также возможные пути совершенствования законодательства РФ в сфере медиации.
В роли организатора мероприятия выступила Комиссия по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив совместно с рабочей группой Общественной палаты РФ по развитию медиации социальных конфликтов. Спикерами дискуссии выступили представители Торгово-промышленной палаты, Росфинмониторинга, судейского корпуса, научного сообщества, бизнес-сообщества, ведущие юристы и адвокаты, медиаторы и нотариусы.
Председатель Комиссии Константин Корсик подчеркнул, что нотариальное удостоверение медиативных соглашений, является крайне востребованным действием, которое содержит в себе не только все преимущества медиации, но и правовые гарантии и исполнительную силу, которую придает документу печать нотариуса.
При нарушении договоренности одной из сторон договора, медиативное соглашение в нотариальной форме позволяет миновать изматывающие судебные разбирательства и обратиться для взыскания напрямую к приставам или в банк. Нотариус придает особый статус достигнутой договоренности. Он контролирует законность медиативной процедуры, осознанность и добровольность действий сторон, соответствие их воли волеизъявлению, разъясняет юридический смысл каждого пункта заключаемого соглашения.
Также, в ходе выступления Константин Корсик отметил важность эффективного взаимодействия нотариуса и медиатора, а также выработки единых подходов по вопросам медиации, которые будут понятны самим медиаторам, нотариусам и спорящим сторонам. Ведь конечный результат медиативной процедуры целиком и полностью зависит от качества их взаимодействия.
В своем выступлении член Правления Федеральной нотариальной палаты, нотариус города Москвы Александра Игнатенко рассказала о практических аспектах взаимодействия медиаторов с нотариусами. Она отметила, что при удостоверении медиативных соглашений нотариус в первую очередь следит за тем, чтобы достигнутые соглашения не противоречили букве закона. Перед удостоверением любого документа нотариус обязан убедиться в правомочности и законности сделки. Кроме того, в силу особого статуса нотариус также наделен обязанностями в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В частности, возникает необходимость оценки критериев подозрительности медиативных соглашений.
В том случае, если сделка попадает под категорию подозрительных (полный список критериев приведен в рекомендациях Росфинмониторинга и ФНП), нотариус имеет право отказать в удостоверении соглашения. Медиаторам крайне важно понимать этот момент и не забывать о принципиальной задаче – предотвращении использования процедуры медиации в противоправных целях.
В своих выступлениях нотариусы также обратили внимание на наличие критериев к квалификации профессионального медиатора. На данный момент законодательно определено, что медиатор должен быть не младше 25 лет, иметь высшее образование и документ о прохождении профессиональной переподготовки. Но есть один момент, который может иметь негативные последствия – законодательно не прописано, что высшее образование должно быть юридическим. Сложность конфликтов, в которых медиатор оказывает посреднические услуги, предполагает обязательное наличие у него определенных знаний в области права. В противном случае значительно вырастают риски неисполнимости достигнутых результатов медиации, невозможности нотариального удостоверения такого соглашения.
Директор центра медиации АНО «Национальный исследовательский институт судебной экспертизы и медиации» Евгения Черячукина тоже отметила, что в законодательстве о медиации существуют некоторые пробелы, которые необходимо устранить. К ним относятся отсутствие требований к профессиональной квалификации, необходимость профессионального объединения медиаторов, создание регламента, детализирующего процедуру проведения медиации, введения обязательной досудебной медиации по ряду споров (семейные, трудовые, потребительские).
Основатель платформы законодательных инициатив Венера Шайдулина отметила важность выработки требований к правовому статуса медиатора, которые бы позволили решить проблемы, связанные с недоверием. Также она подчеркнула, что медиация способна снизить нагрузку на суды, а медиативные соглашения, заверенные нотариально, отличаются высокой исполнимостью. Более 60% процедур заканчиваются достижением тех или иных договоренностей и 80% из них реально исполняется.
В ходе мероприятия также был рассмотрен ряд других практических моментов, возникающих в ходе совместной работы нотариусов и медиаторов, проведен анализ зарубежного опыта развития медиации и обсуждены некоторые аспекты судебной практики.
По итогам проведения круглого стола результаты обсуждения будут обобщены в итоговый документ – рекомендацию. После утверждения рекомендаций Общественной палатой РФ, они будут направлены в Правительство РФ, Федеральному Собранию, а также напрямую в Министерство юстиции.